Отредактировано:11.12.07 20:16
Из интервью с С. С. Аверинцевым.
- Сергей Сергеевич, почему "вести из древней истории" становятся актуальными?
- Я очень люблю ругательное словосочетание "хронологический провинционализм", которое принадлежит английскому христианскому писателю и ученому Льюису. Всякая современность, которая попробует замкнуться в себе, заболевает этим хронологическим провинционализмом. Человек должен ощущать себя внутри веков и тысячелетий. Это совершенно необходимо, без этого человеческий ум стремительно разрушается.
-Сейчас обращение к религии в России стало достаточно массовым явлением. Как вы к этому относитесь?
- В такое время или в другое, все равно судьбы каждой души - это отдельные судьбы. И в наше время есть такие же подлинные и трудные личные обращения к Богу, как и в любое другое время. Вопросы собственно духовные неадекватны социологическому анализу.
- Я попросил бы вас прокомментировать одну написанную вами фразу: "Чересчур обезболенная жизнь становится лишена значительности".
- Сейчас во всем мире довольно распространены такие словечки вроде "позитивно мыслить" - это значит не думать о вещах неприятных, не позволять себе никаких травматических переживаний и т.д. И мне кажется, что это небезопасно, что человек не должен отказываться от того человеческого существования, которое ему грозит болью. Человеческая жизнь, я еще раз повторю, ни в коем случае не устремляясь ни в направлении ложных трагедий, ни тем более в направлении мазохистских тенденций, не должна быть чересчур анестезирована.
- Вы оптимист, как я понимаю. Что вам дает основания для оптимизма?
- Нет, я не оптимист. Мой любимый писатель Честертон говорил, что не надо быть ни пессимистом, ни оптимистом, потому что и пессимизм, и оптимизм противоположны надежде. А надежда - это такая добродетель, которая предполагает ощущение риска. Я готов надеяться перед лицом совершенно реальной опасности. Но я никак не могу назвать себя оптимистом.